Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 341-19-67
Факс:+375 17 341-39-18

E-mail: fdo_fac@bspu.by

 

 

 

 

 

События

Учебно-исследовательские проекты по дисциплине «Феноменология дошкольного детства» (доцент Л.В. Финькевич)

2017-11-01

Магистерская подготовка предполагает овладение студентами системными знаниями в области выбранной специальности, что возможно при определенных условиях, касающихся не только содержания учебных дисциплин, но и характера построения образовательного процесса. К числу его первостепенных характеристик, бесспорно, следует отнести  использование современных технологий «добывания» и присвоения знания. Общепризнанным в этом ряду является проектный метод, обеспечивающий на основе умения распознавать проблему в реальном контексте, изыскивать способы её исследования, далее – анализировать полученный фактологический материал, сопоставлять и сравнивать результаты с другими источниками, обобщать и делать выводы об источниках, причинах проблемы.  На основании этого формируется умение прикладного направления в использовании полученного знания -  разрабатываются конкретные обучающие, коррекционно-развивающие программы, планируются консультационно-просветительские  мероприятия по диагностируемым показателям.

При этом важно, что студент (магистрант) проявляет собственную познавательную активность в поиске способов решения проблемы, учится видеть «сухую теорию» в практике жизнедеятельности, осознаёт возможности и развивает свой личностный потенциал.

В рамках дисциплины «Феноменология дошкольного детства» студенты выполняли индивидуальные учебно-исследовательские проекты, тематика которых была предложена на первом занятии и проведена консультация.  Каждый мог выбрать для работы наиболее актуальную тему в предложенном проблемном поле.

Тематика учебно-исследовательских проектов

1.            Восприятие родителями феномена детства

2.            Осознание педагогами и родителями дошкольников роли детского сообщества и детской субкультуры в развитии ребёнка

3.            Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников

4.            Развитие игровой деятельности дошкольников посредством использования коммуникативных компонентов детской субкультуры

5.            Компьютерные игры современных дошкольников: проблемы и возможности детского развития

6.            Детский мультфильм: психолого-педагогическая экспертиза

7.            Традиционные и современные формы детского коллекционирования

8.            Монетарное поведение  современных детей

9.            Элементы возрастной сензитивности в процессе формирования психологического пола личности в детском возрасте

10.        Отражение и коррекция нарушений гендерно-ролевой социализации посредством компонентов детской субкультуры

11.        Кодекс чести мальчиков и правила «доброго тона» девочек: историчя и современность

12.        Детская смеховая культура.

13.        Восприятие и отражение трагического детьми дошкольного возраста

14.        Элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия.

15.        Отражение национальных традиций в игровой деятельности дошкольников.

16.        Формирование этнической идентичности посредством детской субкультуры.

17.        Детские страшилки - их функции.

18.        Источники детской магии: традиции и современность.

19.        Детские верования. Роль в преодолении утрат и горевании.

20.        Современные формы детского коллекционирования

21.        Зачем дети посещают «страшные места»?

22.        Роль сказки в социальном развитии личности дошкольника.

23.        Детский фольклор как компонент субкультуры дошкольного детства: от Чуковского до современности.

24.        Современные источники детской субкультуры: позитивная и негативная роль.

25.        «Детские секреты» современных дошкольников.

26.        Имена и прозвища как элемент современной субкультуры детства.

27.        Элементы детского философствования: источники, формы и функции.

28.        Эстетические представления детей дошкольного возраста

29.        Проявления сексизма и фейсизма в детской субкультуре.

30.        СМИ (телевидение) как фактор трансформации детской субкультуры и источник социализации современных детей

 

Учебно-исследовательские проекты выполняются индивидуально, включают: обоснование актуальности вопроса, его практическую значимость, анализ теоретических оснований, проведение практического исследования, анализ и описание результатов, психолого-педагогические рекомендации. Каждый студент имел возможность творческого поиска оригинальной стратегии построения исследования, методов диагностики исследуемого феномена, анализа и интерпретации полученных данных. Весьма ценным видится аспект прикладной направленности результатов каждого проекта.

Обсуждение работ в процессе занятий способствовало расширению осведомлённости студентов о наиболее актуальных проблемах современного детства, о возможностях моделирования социализирующего пространства, оптимизации непосредственного взаимодействия в системе семейного круга и УДО.

 Наиболее актуальные проблемы, качественно исследованные и представленные в проектах, были рекомендованы к апробации на студенческой научной конференции и опубликованы (Стефняк М.В -. Восприятие родителями феномена детства; Василенко Н.О. – Сюжетно-ролевые игры в современном пространстве детства; О.Н.Василенко)