Учебно-исследовательские проекты по дисциплине «Феноменология дошкольного детства» (доцент Л.В. Финькевич)
Магистерская подготовка предполагает овладение студентами системными знаниями в области выбранной специальности, что возможно при определенных условиях, касающихся не только содержания учебных дисциплин, но и характера построения образовательного процесса. К числу его первостепенных характеристик, бесспорно, следует отнести использование современных технологий «добывания» и присвоения знания. Общепризнанным в этом ряду является проектный метод, обеспечивающий на основе умения распознавать проблему в реальном контексте, изыскивать способы её исследования, далее – анализировать полученный фактологический материал, сопоставлять и сравнивать результаты с другими источниками, обобщать и делать выводы об источниках, причинах проблемы. На основании этого формируется умение прикладного направления в использовании полученного знания - разрабатываются конкретные обучающие, коррекционно-развивающие программы, планируются консультационно-просветительские мероприятия по диагностируемым показателям.
При этом важно, что студент (магистрант) проявляет собственную познавательную активность в поиске способов решения проблемы, учится видеть «сухую теорию» в практике жизнедеятельности, осознаёт возможности и развивает свой личностный потенциал.
В рамках дисциплины «Феноменология дошкольного детства» студенты выполняли индивидуальные учебно-исследовательские проекты, тематика которых была предложена на первом занятии и проведена консультация. Каждый мог выбрать для работы наиболее актуальную тему в предложенном проблемном поле.
Тематика учебно-исследовательских проектов
1. Восприятие родителями феномена детства
2. Осознание педагогами и родителями дошкольников роли детского сообщества и детской субкультуры в развитии ребёнка
3. Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников
4. Развитие игровой деятельности дошкольников посредством использования коммуникативных компонентов детской субкультуры
5. Компьютерные игры современных дошкольников: проблемы и возможности детского развития
6. Детский мультфильм: психолого-педагогическая экспертиза
7. Традиционные и современные формы детского коллекционирования
8. Монетарное поведение современных детей
9. Элементы возрастной сензитивности в процессе формирования психологического пола личности в детском возрасте
10. Отражение и коррекция нарушений гендерно-ролевой социализации посредством компонентов детской субкультуры
11. Кодекс чести мальчиков и правила «доброго тона» девочек: историчя и современность
12. Детская смеховая культура.
13. Восприятие и отражение трагического детьми дошкольного возраста
14. Элементы детской субкультуры в предупреждении и разрешении конфликтов межличностного взаимодействия.
15. Отражение национальных традиций в игровой деятельности дошкольников.
16. Формирование этнической идентичности посредством детской субкультуры.
17. Детские страшилки - их функции.
18. Источники детской магии: традиции и современность.
19. Детские верования. Роль в преодолении утрат и горевании.
20. Современные формы детского коллекционирования
21. Зачем дети посещают «страшные места»?
22. Роль сказки в социальном развитии личности дошкольника.
23. Детский фольклор как компонент субкультуры дошкольного детства: от Чуковского до современности.
24. Современные источники детской субкультуры: позитивная и негативная роль.
25. «Детские секреты» современных дошкольников.
26. Имена и прозвища как элемент современной субкультуры детства.
27. Элементы детского философствования: источники, формы и функции.
28. Эстетические представления детей дошкольного возраста
29. Проявления сексизма и фейсизма в детской субкультуре.
30. СМИ (телевидение) как фактор трансформации детской субкультуры и источник социализации современных детей
Учебно-исследовательские проекты выполняются индивидуально, включают: обоснование актуальности вопроса, его практическую значимость, анализ теоретических оснований, проведение практического исследования, анализ и описание результатов, психолого-педагогические рекомендации. Каждый студент имел возможность творческого поиска оригинальной стратегии построения исследования, методов диагностики исследуемого феномена, анализа и интерпретации полученных данных. Весьма ценным видится аспект прикладной направленности результатов каждого проекта.
Обсуждение работ в процессе занятий способствовало расширению осведомлённости студентов о наиболее актуальных проблемах современного детства, о возможностях моделирования социализирующего пространства, оптимизации непосредственного взаимодействия в системе семейного круга и УДО.
Наиболее актуальные проблемы, качественно исследованные и представленные в проектах, были рекомендованы к апробации на студенческой научной конференции и опубликованы (Стефняк М.В -. Восприятие родителями феномена детства; Василенко Н.О. – Сюжетно-ролевые игры в современном пространстве детства; О.Н.Василенко)