Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 341-19-67
Факс:+375 17 341-39-18

E-mail: preschool@bspu.by

 Список студентов факультета дошкольного образования, которым выделено место для проживания в общежитиях БГПУ в 2020-2021 учебном году

 Список-очередь студентов факультета дошкольного образования, которые желают получить место в общежитиях БГПУ в 2020-2021 учебном году

 

Магистратура 2020

 

 

 

 

События
Научно-исследовательская работа

    ОТЧЕТ

по НИР по теме «Разработка и внедрение практико-ориентированных учебно-дидактических материалов для подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования по реализации компетентностного подхода» за 2019 г.

 

В 2019 г. выполнялся формирующий этап исследования, на котором осуществлялась разработка методического обеспечения эффективной реализации спроектированного содержания в виде учебных программ, ЭУМК, учебно-методических пособий, методических разработок.

Одним из современных образовательных средств, способствующих формированию у будущих специалистов академических, социально-личностных, профессиональных компетенций является рабочая тетрадь студента. Конструирование рабочих тетрадей основано на следующих подходах: компетентностном (В. И. Байденко, О. Л. Жук, А. В. Хуторской и др.), ориентирующем образовательный процесс на конечный результат;  контекстном (А. А. Вербицкий), предполагающем построение процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности; личностном (Е. В. Бондаревская, И. И. Казимирская, В. В. Сериков и др.), ориентирующем на личность обучаемого как субъект, цель, результат взаимодействия.Рабочие тетради отражают содержание учебных программ по учебным дисциплинам и структурированы в соответствии с ними (по разделам и темам, либо по обозначенному проблемному полю). Такое построение позволяет более рационально распределить виды и формы учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов, предложить различные типы заданий, оптимизировать методы обучения. При этом акцентируется внимание на учебном содержании, недостаточно представленном в учебной литературе и требующем самостоятельного изучения по различным информационным источникам.

В общем виде структура рабочей тетради может быть представлена следующим образом. Введение раскрывает целевое назначение дисциплины и требования к ее освоению, ориентирует обучающихся в порядке организации самостоятельной работы с использованием данного пособия.

Каждая из предложенных тем включает: название темы, вопросы для обсуждения (проблемное поле), вопросы и задания, задания для самостоятельной работы (составлены с учетом отведенного на их выполнение времени). Возможен тест или ссылка на него в дистанционном курсе учебной дисциплины.

Комплекс предлагаемых по теме заданий ориентирован на овладение обучающимися разными видами знаний. Задания различаются уровнем сложности, самостоятельности, характером деятельности; нацелены на формирование компетенций. В зависимости от направленности и специфики дисциплины определены практико-ориентированные задания.  Предусмотрена дифференциация заданий с учетом уровня подготовленности студентов, их индивидуальных предпочтений. Интерактивный характер работе с тетрадью придают ссылки на источники информации, размещенные в системе Moodle, блоге преподавателя.

Рефлексивные странички, карты самооценки, замечания преподавателя по освоению материала и выполнению заданий помогают студенту осуществлять рефлексию процесса освоения дисциплины, самооценку результатов.

Одним из важнейших условий эффективности рабочей тетради как современного образовательного средства является методическая логика ее использования. Необходим учет форм организации самостоятельной работы студентов, места и времени работы с данным пособием, содержания и сложности учебного материала, осведомленности обучающихся по проблеме.

Таким образом, рабочая тетрадь студента по педагогическим дисциплинам является тем образовательным средством, которое позволяет студенту в удобное для него время осваивать учебный материал, создает возможности для самореализации, развивает мотивацию к познанию, к будущей профессиональной деятельности.

На кафедре разработаны, изданы и находят активное применение рабочие тетради по различным учебным дисциплинам: «Педагогика: педагогика современной школы» (Т. Е. Титовец), «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Выразительное чтение» (О. И. Расолько), «Управление дошкольным образованием» (Н. В. Литвина), «Организация работы с одаренными детьми» (О. И. Митрош, Е. И. Варанецкая-Лосик), «Теория и методика ознакомления с социальной действительностью детей дошкольного возраста» (Т. В. Поздеева, О. М. Кравцова, Е. И. Варанецкая-Лосик). Рабочие тетради по дисциплинам «Дошкольная педагогика » (М. С. Мельникова), «Методика работы с детьми раннего возраста» (М. С. Мельникова), «Организация взаимодействия педагога с семьей дошкольника» (Л. Е. Никонова, М. С. Мельникова) сданы в печать.

Доц. Т. Е. Титовец разработаны учебно-дидактические материалы для проведения квестов педагогической направленности на иностранном языке.  Материалы квеста были апробированы в ходе интерактивной англоязычной лекции для студентов «Взгляд в будущее педагогического образования: основы педагогической футурологии». Решалась задача развития иноязычной речевой культуры и умений межкультурного общения студентов, а также развития у них способностей к критическому мышлению и педагогическому прогнозированию. В рамках квестовой формы проведения лекции студенты обсуждали перспективы эволюции образования как системы в ближайшем и отдаленном будущем в свете концепции геймификации обучения, оценивали наиболее вероятный сценарий развития школы и перечня сценариев, которые представлены в современных научных исследованиях, отрабатывали навыки ведения диалога и аргументации на английском языке на основе анализа футурологических образовательных проектов Edu-Island и E-Dome.

По учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» разработана и издана рабочая тетрадь (Митрош О. И., Варанецкая-Лосик Е. И.), которая включает задания репродуктивного и продуктивного (творческого) типов. Результатом изучения дисциплины является защита студентами информационно-творческих проектов, работа над которыми позволяет сформировать у обучающихся социально-личностные компетенции (обладать способностью к межличностным коммуникациям, владеть навыками здоровьесбережения, быть способным к реализации ценностно-ориентационной деятельности).

К практикоориентированным учебно-дидактическим материалам по учебной дисциплине «Теория и методика ознакомления с социальной действительностью детей дошкольного возраста» относится разработанная авторским коллективом (Поздеева Т. В., Кравцова О. М., Варанецкая-Лосик Е. И.) и изданная рабочая тетрадь. Результатом освоения дисциплины выступает защита студентами информационно-творческого проекта, практическая часть которого заключается в разработке ЭОР для детей дошкольного возраста.

Подготовлено и опубликовано учебное пособие «Основы дошкольной педагогики, рекомендованное Министерством образования РБ (Т. Е. Титовец, Т. В. Поздеева, Н. В. Литвина), в котором представлены современные практикоориентированные методы активизации познавательной деятельности студентов: ментальные карты, арт-тренинг, основанный на привлечении языка живописи для иллюстрации педагогических идей, форсайт-тренинг, направленный на развитие у студентов способности к педагогическому прогнозированию, а также различные формы организации групповой и индивидуальной проективно-творческой деятельности (групповой коллаж, междисциплинарный проект, творческое эссе, квест, педагогический бинго).

Групповой коллаж предполагает работу студентов в малых группах (4-6 человек) по изучению определенного вопроса или подготовке совместного проекта, в котором каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в работу. Междисциплинарный проект нацелен на изучение междисциплинарной проблемы дошкольного образования, решение которой требует интеграции знаний, полученных в ходе изучения разных учебных дисциплин. Творческое эссе представляет собой сочинение-размышление на определенную дилемму педагогической науки, не имеющую однозначного и единственного решения. Квест как форма организации учебной деятельности представляет собой процесс разгадывания головоломки, теста или эвристической задачи и требует проявления смекалки, активизации аналитического и логического мышления. 

По учебной дисциплине «Теория и методика формирования основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (доц. Л. Е. Никонова) внесены изменения в учебно-программную документацию и методику преподавания изучаемой дисциплины. Обновлено содержание учебного материала, уточнены формулировки разделов и тем с целью соответствия требованиям современной науки и практики и требований практикоориентированного подхода. С целью качественного усвоения учебного материала, эффективной организации самостоятельной работы студентов и формирования их профессиональной компетентности разработана рабочая тетрадь. Инновационность и интерактивность рабочей тетради обеспечивается заданиями, включающими в свое содержание такие технологии, как: составление кластера (графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, фиксируемые в виде схемы с обозначением всех связей между ними), анализ тем при помощи приемов развития критического мышления «Кубик Блума», «INSERT», «Фишбоун». В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

В рамках исследования ст. пр. О. И. Расолько проводилась содержательная работа по формированию у студентов умений, необходимых для эффективного проектирования и организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Переизданы и находят широкое применение  рабочие тетради по дисциплинам «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Выразительное чтение». Разработаны новые учебные программы, в Государственном регистре РБ зарегистрированы ЭУМК по данным дисциплинам.

Результатом педагогического проектирования содержания учебной дисциплины «Методика работы с детьми раннего возраста» (доц. Смолер Е. И., доц. Мельникова М. С.) явилась разработка заданий разного уровня сложности для рабочей тетради студентов, разработанной по ключевым темам дисциплины. Полный набор заданий по учебному предмету состоит из заданий нескольких типов, которые позволяют моделировать профессиональную деятельность и формулировать предметные умения, с одной стороны, и закреплять знания — с другой.

На данном этапе исследования осуществлялось внедрение практикоориентированных учебно-дидактических материалов по дисциплине «Управление дошкольным образованием» (доц. Н. В. Литвина, ст. пр. И. А. Зыкова). С целью выработки практических умений, а также развития информационно-аналитической деятельности будущих управленцев в сфере дошкольного образования в учебном процессе активно использовалась рабочая тетрадь. Пособие предназначено для выполнения студентами различных заданий, связанных с углубленным изучением нормативных правовых документов, решением управленческих задач, творческим осмыслением деятельности руководителя учреждения дошкольного образования, выработкой практических навыков написания документов в рамках ведения делопроизводства в УДО.

В учебном процессе активно использовался ЭУМК, позволяющий активизировать учебно-познавательную деятельность студентов по учебной дисциплине (в аудиторное и внеаудиторное время), рационально организовать их самостоятельную работу в семестре, регулярно оценивать результаты работы студентов. Содержание учебного материала построено по модульному принципу, в наибольшей степени соответствующему требованиям компетентностного подхода по обеспечению практико-ориентированного, прикладного характера содержания учебного материала. Модульный принцип подачи учебного материала позволяет реализовать целостность, логическую законченность блоков электронного УМК. Учебный материал, разбитый на модули (организационно-методический модуль, тематический и итоговый), может изучаться студентами не только в линейной последовательности, но и предполагает определенную вариативность изучения модулей.

С учебной дисциплиной «Управление дошкольного образования» тесно связано проведение преддипломной практики студентов. Осмыслению, фиксации выполненных заданий, анализу проведенной в процессе практики работы, формированию управленческой компетентности способствует специально разработанный дневник преддипломной практики (Н. В. Литвина).

Разработаны, изданы и активно используются как на дневной, так и заочной формах обучения дневники методической и ознакомительной практик (доц. Н. В. Литвина, ст. пр. М. И. Мазовко).

По всем учебным дисциплинам методический инструментарий которых составлен в логике компетентностного подхода. Разработаны учебные программы и УМК и для учебных дисциплин Проектирование и экспертиза образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования», «Инновационно-образовательная среда учреждения дошкольного образования

Таким образом, использование практикоориентированных учебно-дидактических материалов (рабочих тетрадей, ЭУМК, дневников практик) способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов, выработке профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов дошкольного образования. С целью эффективной организации самостоятельной работы обучающихся используется среда дистанционного обучения Moodle. На основе данной электронной платформы студенты имеют возможность просматривать учебно-методические материалы, выполнять задания, проходить тестирование, дискутировать в форумах и т.д.

Материалы исследования нашли отражение в 2 монографиях, 4 учебно-методических пособиях, 11 электронных учебно-методических комплексах, 3 учебных программах, 89 научных статьях, из них 1 опубликована в зарубежном изданиии (Web of science), апробированы на 36 научных конференциях.

Отчет обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и дошкольной педагогики (протокол № 4 от 21.11.2019 г.).