Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 341-19-67
Факс:+375 17 341-39-18

E-mail: preschool@bspu.by

 

Сайт центра современных методик дошкольного образования

 

Правила внутреннего распорядка БГПУ для обучающихся

 

 Список студентов факультета дошкольного образования, которым выделено место для проживания в общежитиях БГПУ в 2020-2021 учебном году

 Список-очередь студентов факультета дошкольного образования, которые желают получить место в общежитиях БГПУ в 2020-2021 учебном году

 

 

Магистратура 2020

 

 

 

 

События
Научно-исследовательская работа кафедры общей и детской психологии

       Кафедра осуществляет работу по теме исследования «Теоретико-методологическое обоснование и методическое обеспечение разработки содержания вариативного компонента учебных планов по специальности «Дошкольное образование»». На данном исследовательском этапе происходило определение перечня актуальных направлений для разработки вариативного компонента учебных планов по специальности «Дошкольное образование».

Преподаватели кафедры осуществляли систематизацию данных теоретического и эмпирического этапов исследования и конкретизировали его в разработке актуальных направлений и содержания дополнительных образовательных программ для студентов и педагогов.

Так, например, в рамках проведения научно-исследовательской работы по теме НИР кафедры Аверьяновой Т.С. велась работа по изучению содержательных характеристик идентичности личности студентов 1 курса факультета дошкольного образования, раскрыта актуальность изучения идентичности личности в юношеском возрасте, приведены обобщенные результаты полученных эмпирических данных исследования содержательных характеристик идентичности на примере студентов первого курса, рассматривались вопросы преемственности гендерного воспитания, представлена структура профессиональной гендерной компетентности педагогов в условиях устойчивого социального развития. По материалам исследования разработан и проведен со студентами внебюджетный обучающий курс «Профилактика нарушений гендерного и сексуального развития личности».

Белокурской И.А. в 2017-2018 учебном году было проведено анкетирование качества работы тьюторов, обеспечивавших сопровождение адаптации студентов первого курса, в котором приняли участие 124 студента. В результате анкетирования выявлен достаточно высокий уровень удовлетворенности работой студентов-тьюторов и важности этой работы для первокурсников. Результаты научного исследования отражены в создании образовательной  программы обучающего курса «Организация тьюторского сопровождения». Целью обучающего курса является ознакомление слушателей с содержанием комплекса мероприятий по тьюторскому сопровождению студентов младших курсов с целью повышения качества образовательного процесса, а также обучение слушателей оказывать квалифицированную помощь первокурсникам в ходе адаптации к условиям обучения в университете. Содержание образовательной программы включает изучение основных направлений деятельности студентов-тьюторов, задач  тьюторского сопровождения, особенностей межличностного взаимодействия студентов-тьюторов со студентами младших курсов, способов  повышения эффективности адаптации первокурсников к новым условиям обучения средствами группового тренинга, особенностей использования методов психологического тренинга в работе со студентами младших курсов, средств эффективного общения в тьюторской деятельности

Исаковой Т.А. на основании запроса на образовательные услуги в области детской, семейной, социальной психологии (опрос педагогов учреждений дошкольного образования) была разработана образовательная программа обучающего курса «Развитие эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия». Цель обучающего курса: повышение психологической культуры в области межличностного взаимодействия, развитие психологической наблюдательности, осознанности чувств в процессе межличностного взаимодействия.

Гордиюк О.В. систематизацию данных теоретического и эмпирического исследования реализовывала в контексте работы над общими проектами со студентами дневной и заочной формы получения образования. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод о результативности информационного сопровождения родителей в учреждениях дошкольного образования при применении интерактивных форм организации образовательного процесса: тематических, биографических дискуссий, ролевых, деловых, имитационных игр, игр-драматизаций, «мозгового штурма» и других. Проведение учебных исследований по актуальным проблемам семейного воспитания имеет принципиальное значение для их осознания педагогическими работниками учреждений дошкольного образования и родителями детей дошкольного возраста, что предполагает применение в практике образовательного и воспитательного процессов интерактивных форм в качестве наиболее эффективных и результативных.

Ковалевской А.В. в 2017-2018 учебном году осуществлялось изучение запроса родителей дошкольников на просвещение по вопросам взаимодействия с детьми. По результатам исследования была выделена необходимость психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, а также повышения компетентности педагогов в сфере просвещения родителей по вопросам укрепления семейных взаимоотношений, продуктивного общения с детьми, развития  собственного воспитательного потенциала. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях дошкольного образования определено проведение работы по сохранению и укреплению семейных ценностей. В качестве действенной технологии реализации выделенных направлений определена артпедагогика – это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность ребенка, объединяющая в себе все возможности искусства как средства формирования духовности личности. Включение родителей в освоение средств артпедагогики для продуктивного взаимодействия с детьми может быть осуществлено за счёт использования артпедагогических приёмов непосредственно в процессе просвещения самих родителей детей дошкольного возраста по вопросам семейных взаимоотношений и воспитания детей.

Разработка программы и внедрение на факультете дошкольного образования внебюджетного курса «Артпедагогика в психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников» позволит будущим воспитателям дошкольного образования овладеть практическими умениями и навыками просвещения средствами артпедагогики законных представителей воспитанников в вопросах оптимизации детско-родительских взаимоотношений, возрастных и индивидуальных особенностей детей и эффективного сопровождения их социализации.

Бондарь Н.П. реализовывала направление, связанное с анализом условий социализации ребенка дошкольного возраста: характера переживаний ребенком детско-родительских отношений, актуальных критериев определения готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению, развитие социально-психологических навыков взаимодействия в сфере отношений со сверстниками и взрослыми.

Леганькова О.В. в 2017-2018 годах реализовывала проект, связанный с изучением характеристик актуальной социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в условиях семьи и учреждений дошкольного образования, а также параметров взаимодействия педагогических работников и родителей. По результатам эмпирического исследования выявлено преобладание неконструктивных типов детско-родительского взаимодействия в семьях респондентов: гармоничный, конфликтный, дистантный – по 10%, «родитель – диктатор» – 40%, «ребенок – диктатор» – 30%. Выявлена приоритетность у детей традиционных семейных ценностей, родители выступают в качестве значимых взрослых, при этом не реализован воспитательный потенциал отцовства, внутри семьи ребенок часто испытывает одиночество, нехватку общения с родителями, общих событий. Учреждение дошкольного образования в целом является привлекательным для детей: возможность взаимодействия со сверстниками, реализации игровой и продуктивных видов деятельности, воспитатель выступает объектом  идеализации и выполняет функцию поддержки.

Анализ положения ребенка в группе учреждения образования показал в целом наличия благоприятного климата в данной подсистеме отношений. Предпочтения в том или ином виде взаимодействия связаны с самооценкой, положением в группе, уровнем осознания нравственных норм и ценностей. Конструктивные и некоструктивные виды мотивации взаимодействия со сверстниками оказались выражены примерно одинаково (индивидуализм  – 24%, конкуренция – 22%, агрессия – 4%; кооперация и равенство – по 20%, альтруизм – 10%). Имеются гендерные и возрастные различия в специфике проявления определенного вида мотивации социального взаимодействия, которые соответствуют традиционной динамике ее становления. Оптимизация основных параметров взаимодействия детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования и семьи (в контексте выявленных тенденций), а также развитие продуктивного социального взаимодействия между педагогическими работниками и родителями является актуальным направлением поддержки позитивной социализации детей дошкольного возраста и организации соответствующих направлений психолого-педагогического просвещения родителей и педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Чеснокова Е.П. в рамках деятельности СНИЛ реализовывала проект «Путь к психологическому здоровью», который представил собой систему психолого-педагогической деятельности реализованной в учреждениях образования г. Минска в следующих направлениях:

1. Исследование психологического здоровья детей дошкольного возраста и факторов его формирования.

2. Деятельность СНИЛ, нацеленная на сохранение и укрепление психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия, включила в себя:

1.      Систему занятий с элементами игро- и арттерапии с воспитанниками учреждений дошкольного образования «Ребенок в обществе: как укрепить его психологическое здоровье». Занятия нацелены на формирование когнитивного, аффективного и деятельностного компонентов психологического здоровья, оптимизацию взаимоотношений в детской группе, создание условий, необходимых для реализации потребности каждого ребенка в принятии и признании сверстниками.

2.      Систему семинаров-практикумов для родителей «Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в семье». В ходе семинаров были обсуждены основные проблемы психологического здоровья современных детей, факторов его формирования и путей укрепления в семье. Особое внимание уделялось вопросам формирования чувства защищенности, позитивного самопринятия, развития творчества и социальной активности ребенка в условиях семейного воспитания. Родители познакомились с возможностями использования игры и художественной деятельности как эффективных средств укрепления психологического здоровья дошкольников.

3.      Систему семинаров-практикумов для педагогов учреждений дошкольного образования «Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в учреждении дошкольного образования», «Профессиональное здоровье педагога и пути его укрепления», «Развитие педагогического творчества как путь профилактики профессионального выгорания и повышения эффективности педагогической деятельности» и др. В ходе семинаров-практикумов студенты-члены СНИЛ представили результаты своих исследований, внедрили разработанную ими систему игр и упражнений, нацеленных на развитие педагогического творчества, коммуникативных и рефлексивных умений, играющих важную роль в формировании профессиональной психологической культуры и психологического здоровья педагога.

Финькевич Л.В. в рамках исполнения мероприятий Программы сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью осуществляла научное руководство инновационными проектами учреждений образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа. Инновационный проект на 2016-2019 г.г. «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности дошкольников и школьников на православных традициях и ценностях белорусского народа» (Приказ Министра образования РБ от 11.07.2016 г. № 658.) – 44 учреждения образования – базы реализации проекта.

22 ноября 2018 года на базе БГПУ был проведен научно-методический вебинар «Опыт внедрения программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» с участием представителей учреждений дошкольного образования реализующих данный республиканский инновационный проект.

В процессе мероприятия был представлен  и обсужден разнообразный учебно-методический материал, разработанный представителями инновационных площадок со всей республики в рамках реализации проекта. С презентацией опыта формирования этнической идентичности личности воспитанников – «Альтанка дзяцинства» – выступила заведующая ГУО «Ясли-сад №4 «Кораблик детства» г. Несвижа Пуляк О.И.  Модель социального партнерства и координации внедрения программ духовно-нравственного воспитания обучающихся на примере Гродненского региона осветила заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО ГрИРО Кивлюк Л.И.  Большой интерес вызвало сообщение О.М.Губейко (зам. заведующего ГУО «Санаторный ясли-сад №2 г. Лида») об использовании современных ИКТ («облачные» технологии) в работе с дошкольниками по приобщению их к духовным ценностям и традициям белорусского народа. Активное обсуждение состоялось по вопросам использования технологи «лэпбук» для формирования нравственности дошкольников (Маслова Е.Г. – заведующая ГУО «Ясли-сад №69 г. Гродно). Привлек внимание уникальный опыт работы учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников по формированию одухотворенности социального пространства и духовно-нравственных качеств воспитанников, которым поделилась заместитель заведующего ГУО «Гезгаловский ясли-сад» Дятловского района Гродненской области. К работе вебинара подключились более 23 учреждений дошкольного образования всех регионов Республики Беларусь, среди которых ГУО «Ясли-сад №170 г. Гомеля», который был первым участником проекта. Заведующая учреждением Тимошенко Н.В. представила результаты 15-летнего опыта реализации инновационных проектов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Материалы исследований отражены в тематике научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов, представлены в выступлениях и публикация членов кафедры.

Преподаватели кафедры принимали активное участие в международных, республиканских научно-практических конференциях и семинарах:

-        III Ежегодная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», 10-11 мая 2018 г., Москва, МГППУ;

- XI Международная конференция, посвящённая Году науки в РБ «Культура, наука, творчество, 11 мая 2018 г., Минск, БГУКИ;

- IX научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса», 29 июня 2018 года, Минск, РИПО;

- III Международная научно-практическая конференция «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования», 14-15 ноября 2018 г., БГПУ, Институт психологии;

-        VIII Международная научно-практической он-лайн конференция «Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: новые требования к содержанию и результатам», 21 ноября 2018 г., БГПУ;

-        Республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Подготовка кадров системы дошкольного образования как ресурс устойчивого развития общества», 23 ноября 2018 г., БГПУ, ФДО;

- VIII научно-практическая конференции «Устойчивость в эпоху перемен», 24-25 ноября 2018, Минск, МиГИ и другие.

За отчётный период опубликовано 44 работы: 2 пособия, 40 статей (из них 8 – в изданиях, входящих в перечень ВАК РБ, 8 – входящих в РИНЦ) и 2 тезисов.

Преподаватели кафедры осуществляют руководство НИРС, было подготовлено к изданию 29 студенческих публикаций. Функционировало направление межкафедрального СНИЛ «Ребёнок в современном обществе: воспитание, обучение, развитие» (рук. Чеснокова Е.П.) – «Психолого-педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в контексте развития партнерских отношений». В состав СНИЛ входили как студенты 1-4 курсов ФДО, так и учащиеся 10-11 профильных классов педагогической направленности ГУО «Средняя школа № 6 г. Минска». Важным направлением деятельности студенческой научно-исследовательской лаборатории в 2018 году стала реализация проекта «Путь к психологическому здоровью». Цель проекта: исследовать психологическое здоровье детей дошкольного возраста и факторы его формирования, содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья субъектов педагогического взаимодействия, повышению уровня их психологической культуры. Проект СНИЛ «Путь к психологическому здоровью» был представлен на Международном конкурсе исследовательских проектов в социально-образовательной сфере студентом членом СНИЛ Ильей Юшкевичем и победил в номинации «Лучший проект социальной значимости» (БГПУ, 25.04.2018). В октябре 2018 г. СНИЛ «Ребенок в современном обществе: воспитание, образование, развитие» была преобразована в СНИЛ «Психологическое здоровье субъектов педагогического взаимодействия: ребенок – родители – педагоги».

В 2018 году на конкурс курсовых работ БГПУ представлена работа студента 3 курса дневной формы получения образования факультета дошкольного образования Юшкевича И.А «Влияние стиля семейного воспитания  на психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста» (Н. рук.: Е.П. Чеснокова).

Для участия в  ХХV Республиканском конкурсе научных работ студентов подана дипломная работа выпускницы Сахаревич А.А. «Психолого-педагогические условия формирования социальных представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях» (Н.рук.: О.В. Леганькова), которая была удостоена диплома первой степени.

Результаты исследований преподавателей, магистрантов, студентов внедряются в образовательный процесс учреждений дошкольного образования и деятельность учреждений высшего образования.