Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 311-22-73
 

E-mail: preschool@bspu.by

Сайт центра современных методик дошкольного образования

 

Правила внутреннего распорядка БГПУ для обучающихся

 

Список-очередь студентов ФДО, стоящих на учете желающих получить место для проживания в общежитии в 2024 – 2025 учебном году

Списки студентов, которым выделены места для проживающих в общежитии на 2024/2025 учебный год

 

Магистратура

 

 

 

 

События

Светлая память. Ушла из жизни Елизавета Александровна Панько

2025-01-08

3 января 2025 года на 86 году жизни ушла Елизавета Александровна Панько.

Говоря о жизненном пути человека, следует помнить, что этот путь всегда неповторим. Есть только один путь для создания большой Личности – большая работа над собой. Личность тем примечательнее, чем шире сфера ее интересов, тот мир, в котором живет, и чем многообразнее виды деятельности – тем ярче, полнее реализуется её потенциал.

Именно такой Личностью представляется нам Елизавета Александровна Панько, которая внесла большой научный вклад в развитие детской и педагогической психологии в Республике Беларусь и хорошо известна всем тем, кто связал себя с познанием мира детства и развитием дошкольного образования.

Начиналось всё как у многих. С отличием окончила факультет дошкольного воспитания Московского государственного института им. В.И. Ленина, а затем защитила кандидатскую диссертацию по теме «Восприятие комического в литературно-графическом изображении детьми дошкольного возраста» под руководством доктора психологических наук Павла Максимовича Якобсона (первая диссертация по психологии, защищенная в Беларуси). А дальше всё новые и более трудные задачи.

В течение 15 лет (1990–2005 гг.) она являлась научным руководителем ряда психолого-педагогических исследований, выполненных по заказу Министерства образования Республики Беларусь в БГПУ. В их числе: разработка психолого-педагогических основ гуманизации воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях Республики Беларусь (1990–1995 гг.); психолого-педагогические основы образования одаренных детей в условиях дошкольных учреждений Республики Беларусь (2002–2004 гг.); реализация преемственности в содержании дошкольного и общего начального образования (2005 г.; в соруководстве с М.Б. Антиповой). В 2006 г. участвовала в разработке темы «Основы формирования базовых компонентов культуры у дошкольников и младших школьников в условиях непрерывного образования» (в НИО). В русле проблем психологии педагога и педагогической психологии Елизаветой Александровной разработана новая ветвь педагогической психологии – психология педагога дошкольного учреждения. Огромное значение она придавала и изучению деятельности талантливых педагогов нашей республики. Одной из таких ярких и талантливых личностей стала педагог Т.Р. Ремизовская. Изученный передовой педагогический опыт внедрялся в практике, в частности был использован при создании национальной программы дошкольного образования.

Под руководством Елизаветы Александровны в 90-е годы создана первая белорусская национальная базисная программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении «Пралеска», в которой нашли воплощение идеи психологизации дошкольного образования, гуманизации, опоры на национальную культуру, сотрудничества дошкольных учреждений и семьи в интересах ребенка. Елизавета Александровна является автором и научным редактором более 20 книг и 400 научных, научно-методических и учебных работ, четырех учебных видеофильмов. Все они до сих пор пользуются заслуженным интересом и популярностью, как у теоретиков, так и практиков дошкольного образования, преподавателей и студентов.

Быть преподавателем – значит верить. Верить в возможность вдохновить молодых людей, в человеческий потенциал и в то, что духовный труд и любовь к людям (особенно к детям) – способны многое изменить в нашем мире в лучшую сторону. Елизавета Александровна как истинный педагог фактически большую часть своей жизни отдала другим людям – студентам, магистрантам, аспирантам. Под её научным руководством успешно защищены 6 кандидатских диссертаций. Тематика диссертационных исследований связана с проблемами педагогического взаимодействия, социальной перцепции, развития детского творчества. Определённое время она являлась членом советов по присуждению учёных званий (НИО, БГПУ).

Активная и плодотворная учебно-методическая и научная деятельность Елизаветы Александровны отмечена многочисленными поощрениями и наградами. Она награждена медалью ВНДХ СССР (за разработки по внедрению результатов психологических исследований в области детской и педагогической психологии для дошкольных и средних специальных учреждений) (1985 г.), знаком «Отличник народного образования Беларуси» (1986 г.), Почётной грамотой президиума Верховного Совета Республики Беларусь (1996 г.), грамотами Министерства образования БССР, дипломами Министерства образования CССР, отмечена премией Специального фонда  Президента «За личный вклад в развитие способностей одарённой молодёжи (1999 г.), персональной надбавкой – в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь (2000 г.). Ей дважды присваивалось Американским биографическим институтом звание «Женщина года» (в 2002 и 2005 гг.), а в 2004 г. – «Женщина ХХI столетия».

За безупречную работу по внедрению психологической науки в педагогическую практику и проявление творческой инициативы трижды была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РБ (1974, 1994, 2009 гг.). За многолетнюю продуктивную работу по подготовке специалистов системы дошкольного образования Елизавета Александровна отмечена нагрудным знаком «За вклад в развитее БГПУ» (2010 г.).

Мы благодарим Елизавету Александровну за великую школу гармоничного сочетания научной целеустремленности и неиссякаемой любви к человеку, интереса к миру детства и возможности поддержки ребенка в лучших его проявлениях.

Соболезнуем родным и близким! Помним! Скорбим!

Администрация, преподаватели, выпускники и

студенты факультета дошкольного образования БГПУ