Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 341-19-67
Факс:+375 17 341-39-18

E-mail: fdo_fac@bspu.by

  

 

Мой путь в науку

В данном разделе молодые ученые факультета дошкольного образования рассказывают о своём пути в мир науки, делятся впечатлениями и первым опытом научно-исследовательской деятельности.

 

Евгения Варанецкая-Лосик 

Мой путь в науку начался со школьных лет, когда я принимала участие в конференциях, обучалась в педагогическом классе факультета доуниверситетской подготовки БГПУ им. Максима Танка.

В 2008 году поступила на факультет дошкольного образования БГПУ им. Максима Танка (специальность «Дошкольное образование. Музыкальное искусство и хореография»). За время учебы проявила себя как активный, целеустремленный студент. С декабря 2010 года по октябрь 2011 года была ответственной за сектор оздоровления и санаторно-курортного лечения студентов. Награждена грамотой за активную работу по решению статутных задач отраслевого профсоюза, организации оздоровления студентов на базе студенческого санатория-профилактория БГПУ.

В период учебы занималась научной деятельностью, являлась председателем студенческого научного общества ФДО и главным редактором научного бюллетеня. Принимала участие в научно-исследовательской работе по теме «Научное обоснование и методическое обеспечение процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (№ ГР 20100715, 2010 г.).

В 2012 году за участие в финале конкурса «Студент года БГПУ» в номинации «Научно-исследовательская деятельность» была награждена дипломом.

Исследование на тему «Воспитание познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира» (научный руководитель – Н. В. Литвина, канд. пед. наук, доцент) удостоено гранта Министерства образования Республики Беларусь (№ ГР 20121201, 2012 г.).

Участвовала в Международном фестивале будущих педагогов-дошкольников, отмечена грамотой за лучшую самопрезентацию (Москва, 2012 г.).

За отличные показатели в учебе и общественную деятельность получала именную стипендию им. И. Шамякина. Неоднократно была представлена на доске Почета ФДО, а также на доске Почета университета.

В 2013 году под научным руководством доцента кафедры общей дошкольной педагогики Натальи Владимировны Литвиной была выполнена дипломная работа на тему «Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира») и защищена с отметкой «10». В республиканском конкурсе научных работ студентов дипломная работа получила 2 категорию.

В 2013-2014 учебном году обучалась в магистратуре БГПУ им. Максима Танка по специальности «Теория и методика дошкольного образования». Диссертационное исследование на тему «Воспитание познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с рукотворным миром» (научный руководитель – Н. В. Литвина, канд. пед. наук, доцент) было выполнено и защищено с отметкой «10». Присвоена степень магистра педагогических наук. По теме исследования издано учебно-методическое пособие с электронным приложением для педагогов учреждений дошкольного образования «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром» в соавторстве с доцентом кафедры общей и дошкольной педагогики Н. В. Литвиной.

Принимала участие во внебюджетной теме «Разработать научно-методическое обеспечение ко всем компонентам образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования (для детей до 1 года; от 1 года до 7 лет)» (2014 г.).

С 2014 по 2017 годы обучалась в аспирантуре БГПУ им. Максима Танка (дневная форма получения образования) по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). На протяжении этого времени велась работа по написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование «коммуникативно-познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающей действительностью (на материале рукотворного мира)» под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Н. С. Старжинской.

За время обучения в аспирантуре были пройдены курсы по повышению квалификации по образовательной программе «Методология и методика диссертационного исследования» в размере 72 учебных часов, а также курсы по учебной программе повышения квалификации руководителей и специалистов системы дошкольного образования «Использование ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» (АПО, 2016 г.).

Принимала участие в образовательной программе профессиональной мобильности для руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования «Управление качеством образовательного процесса в учреждении дошкольного образования: опыт литовских коллег» (Вильнюс, 2016 г.).

Получен и выполнен грант Министерства образования по теме «Формирование коммуникативно-познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста (на материале рукотворного мира)» (№ ГР 20164312, 2016 г.) под научным руководством Н. С. Старжинской, докт. пед. наук, профессора.

Проходила стажировку в лучших детских садах г. Москвы по проектированию полилингвальной образовательной программы для детей дошкольного возраста (2016 г.).

По итогам участия в финале Международного конкурса авторской методической разработки в области дошкольной педагогики «Искусство воспитания» в рамках проведения VI Всероссийского фестиваля науки и XI Фестиваля науки в Москве (Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, 2016 г.) была отмечена сертификатом финалиста Международного конкурса авторских методических разработок.

Принимала участие в Республиканской выставке научных достижений учреждений высшего образования, где были представлены авторские дидактические компьютерные игры для детей старшего дошкольного возраста (2017 г.).

Участвовала в конкурсе исследовательских стартап-проектов в социально-образовательной сфере (в рамках Декады студенческой науки в БГПУ, 2017 г.). Электронный образовательный проект «Дидактические компьютерные игры «Предметный мир» для детей старшего дошкольного возраста» победил в номинации «Лучший мультимедийный проект» (научный консультант – Н. В. Литвина, канд. пед. наук, доцент).

Имею 39 научных публикации, среди которых 5 статей ВАК, статьи в журналах и сборниках материалов международных, республиканских научно-практических конференций. Подготовлено и находится в издательстве учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования «Знакомим дошкольников с рукотворным миром», учебное наглядное пособие «Познаю рукотворный мир. Рабочая тетрадь дошкольника» (в соавторстве с доцентом кафедры общей и дошкольной педагогики Н. В. Литвиной).

Считаю, что исследователь не может состояться, если не имеет практического опыта. Поэтому учебную и научную деятельностью я совмещала с работой в учреждениях дошкольного образования (УО «Ясли-сад № 532 г. Минска, ГУО «Ясли-сад № 406 г. Минска») в качестве воспитателя. Пятилетний стаж позволил не только приобрести практические навыки и умения работы с детьми дошкольного возраста, но и получить первую квалификационную категорию.

По жизни стараюсь следовать девизу: «Не позволяй душе лениться!». Думаю, это и помогает не останавливаться на достигнутом, а работать над профессиональным самосовершенствованием. 

 

Ольга Латыговская 

Найти свое самоопределение в жизни − это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Есть люди, которые с молодых лет, а то и с детства знают или чувствуют свое призвание. Задумываться о профессии педагога я стала еще со школьной скамьи. Учитель для меня – образец для подражания, «кладезь знаний», труд которого заслуживает всенародной благодарности, а уважение к нему вечно, как вечен процесс знания нового, неизвестного. Родители и учителя, являясь моими наставниками на протяжении одиннадцати лет, передали мне веру в жизнь, в добро и, вместе с тем, помогли наметить тенденции жизненного самоопределения.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день есть множество возможностей для самореализации, ключевым аспектом является – понять, что же тебе действительно нравится. Областью моих интересов стала педагогика.

Первые мои шаги в науку начались с поступления в БГПУ на факультет дошкольного образования по специальности «Дошкольное образование. Изобразительное искусство» (2005 г.). На протяжении пяти лет обучения в вузе я реализовывала себя, главным образом, в художественно-творческой деятельности, что нашло свое отражение в дипломной работе (картина, вышитая крестом и бисером «Зимний вечер»).

Студенческие годы – это прекрасное время для того, чтобы задать старт для своей научной и профессиональной карьеры. Так, по окончанию вуза мной были намечены перспективы дальнейшего профессионального самоопределения в области общей и дошкольной педагогики. В 2010 году я поступила в магистратуру УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на специальность 13.00.02 –   Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). Мой первый научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики Литвина Наталья Владимировна направляла мою научно-исследовательскую работу, задавая вектор личностного развития. Под ее вдохновляющим научным руководством за время обучения в магистратуре у меня была уникальная возможность выступать с докладами на конференциях Международного уровня как в городах Беларуси, так и за ее пределами (Киев), что нашло свое отражение в 9 публикациях. В 2011 году успешно сдала кандидатские экзамены и защитила магистерскую диссертацию на тему «Формирование основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста».

Активно-познавательный интерес к научно-исследовательской деятельности, активность, настойчивость и творческий подход в решении поставленных задач побудили меня не останавливаться на достигнутом. В 2015 году я поступила в аспирантуру УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности 13.00.02 –  Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование) на дневную бюджетную форму обучения. В работе над кандидатской диссертацией на тему «Формирование культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста» меня направляет научный руководитель – Шебеко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доктор педагогических наук РФ, доцент кафедры методик дошкольного образования БГПУ.

Выбор тематики диссертационной работы детерминирован решением одной из актуальных задач современной системы дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование эмоционально-положительного отношения воспитанников к своему здоровью. Решение данной задачи является особенно значимой в современных социокультурных условиях, определяющих пути достижения нового качества современного образования, в котором культура здоровья выступает как предпосылка не только физического, но и личностного развития индивидуума. 

В рамках диссертационного исследования на сегодняшний день нами разработано 72 конспекта валеологических занятий для детей 3-4 года жизни, компьютерные обучающие игры для детей младшего дошкольного возраста по теме исследования, стендовый наглядный материал для родителей младших дошкольников, разработаны и проведены лекции-визуализации для педагогов учреждений дошкольного образования (ГУО «Ясли-сад №152 г. Минска» и ГУО «Ясли-сад № 373 г. Минска») по темам: «Культурологический подход к здоровьесберегающему педагогическому процессу УДО», «Сущность понятия «культура здоровья», «Характеристика и критерии сформированности культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста», разработан краткосрочный проект на тему «Овощи, фрукты – витаминные продукты» для детей 3-4 года жизни. Мы надеемся, что разработанное методическое обеспечение процесса формирования культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста послужит более качественному осуществлению валеологической деятельности в образовательном процессе учреждений дошкольного образования, даст возможность становлению начальной здоровьесберегающей компетентности воспитанников 3-4 года жизни, будет использовано в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ по формированию культуры здоровья   детей младшего дошкольного возраста.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований прошли апробацию на Республиканских и Международных научно-практических конференциях и нашли отражение в 4 научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Беларуси для представления результатов диссертационного исследования, в 5 научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для представления результатов диссертационного исследования, а также в 11 материалах Республиканских и Международных (США, Чехия, Украина, Россия) конференций.

В настоящее время ведется активная работа по написанию пособия для педагогов учреждений дошкольного образования «Физическое воспитание детей от 3 до 4 лет» (В.Н. Шебеко, О.В. Латыговская), включенного в план подготовки учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования к 2018/2019 учебному году (НИО).

За исключением работы над кандидатской диссертацией активно участвую в идеологической и воспитательной работе факультета дошкольного образования: выполняю разовые поручения по воспитательной работе со студентами, являюсь председателем СНИЛ «Ребенок в современном обществе: воспитание, образование, развитие» факультета дошкольного образования» под руководством Шебеко Валентины Николаевны, принимала участие в конкурсе «Лучшая студенческая научно-исследовательская лаборатория БГПУ», прошла стажировку в учреждениях дошкольного образования г. Москвы по проектированию полилингвальной образовательной программы для детей дошкольного возраста.

Обобщая выше изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Мы стремимся к тому, чтобы работа была интересной, востребованной и приносила удовлетворение. Нужно выбирать ту деятельность, к которой лежит душа. Уже много наработано и еще есть, над чем работать. Но я точно знаю, что профессию выбрала правильно и могу с уверенностью сказать — конечной точки совершенства в моей профессии нет. И несмотря на то, что цель, которую я ставила перед собой в начале своего профессионального становления была достигнута, сегодня я продолжаю сложный, но, вместе с тем, невероятно интересный путь – путь в науку.

 

Екатерина Абабурко

     Многие люди уже с детства знают или чувствую своё призвание. Вот и я чувствовала, что моё призвание будет очень важным для нашей страны – воспитывать новое поколение маленьких белорусов, быть педагогом. Но я даже не подразумевала, что мой путь в педагогическую профессию столь сильно переплетётся с путём в науку.

     Впервые я открыла дверь Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в 2013 году, при поступлении на факультет дошкольного образования. Кто бы мог подумать, что эти скромные и маленькие шаги по просторам университета в поиске аудиторий перерастут в уверенный и быстрый бег к получению знаний и приведут к дороге в науку.

     Самым первым моим наставником при участии в научной работе стала Зыкова Ирина Анатольевна, которая взялась руководить мою первую курсовую работу на втором курсе и с удовольствием поддержала желание писать её на белорусском языке. Меня неимоверно вдохновила тема курсовой работы «Беларускі народны ўзор як сродак патрыятычнага выхавання дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту”, которая в дальнейшем и поступила толчком для научной деятельности.

     Очень интересным и запомнившимся мне яркими эмоциями стало моё участие 28 – 29 марта 2017 года в Международном фестивале будущих педагогов дошкольного и начального образования, в котором приняли участие студенты и  магистранты БГПУ им. М. Танка, МГПУ и СахГУ. На данном фестивале мы продемонстрировали в различных конкурсных испытаниях свои профессиональные умения и навыки. Я была награждена дипломом в номинации “За лучшее предоставление собственного опыта”.

Наиболее важным моим вдохновителем и руководителем по дороге в науку является Поздеева Татьяна Васильевна, которая оказала мне очень значимую помощь в написании и публикации научных работ. Первая наша научная работа была опубликована в 2016 году за рубежом Беларуси, в Российской Федерации, городе Казани при участии в «Международной электронной научно-практической конференции». Вторая наша работа вошла в cборник опубликованных статей в 2017 году после участия в научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Гармонизация психофизического и социального развития детей» (г. Минск). Третья статья нашла место быть опубликованной в Украине, г. Киеве при участии в «IV міжнародної науково-практичної конференції: «наука як рушійна антикризова сила» (2017 год).

     Татьяна Васильевна Поздеева воодушевила меня на написание дипломной работы на тему «Беларускі народны строй як сродак патрыятычнага выхавання дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту” (вместо сдачи государственного экзамена), которую я защитила на отлично.

Так же, с большой благодарностью вспоминаю педагогических работников ГУО “Ясли-сад № 35 г. Минска”,   который сотрудничает с факультетом дошкольного образования БГПУ. Именно данное учреждение дошкольного образование помогло мне апробировать практическую часть моего исследования, в результате которого я получила акт о внедрении моей методики в педагогический процесс. 

     Цель, которая ставилась передо мной в начале моего профессионального пути, достигнута, я уже стала педагогом. Несмотря на это, я понимаю, что на этом не стоит останавливаться, имеется ещё огромное количество направлений для развития. Поэтому в 2017 году я поступила в  магистратуру (сетевая форма) по специальности “Теория и методика дошкольного образования. Профилизация: экспертиза качества дошкольного образования”, где я смогу расширить свои знания в процессе общения с преподавателями, обмена опытом со студентами из Российской Федерации, получить практические навыки в области экспертизы качества дошкольного образования. Всё это открывает мне возможность идти в науку дальше!

 

Материалы научно-практических конференций студентов и молодых ученых "Гармонизация психофизического и социального развития детей":