Контакты


Факультет дошкольного образования БГПУ

Республика Беларусь,

220118, г.Минск,

ул.Кабушкина 59а

Тел.:  +375 17 341-19-67
Факс:+375 17 341-39-18

E-mail: fdo_fac@bspu.by

 

 

 

 

 

 

События
Научно-исследовательская работа кафедры общей и детской психологии

       Кафедра завершила работу по теме исследования «Показатели и факторы становления психологического здоровья личности в современной социокультурной среде» (2011-2015 гг.). На завершающем этапе осуществлялось создание и реализация психопрофилактических программ для образовательных сред различного типа. Внедрение результатов теоретического и эмпирического исследований в практику образования.

      Задачей настоящего этапа НИР была интерпретация данных и разработка научных основ программ психопрофилактической работы в учреждениях образования.

      В качестве основного направления проанализировано психологическое здоровье ребенка старшего дошкольного возраста, которое можно рассматривать как динамическую характеристику, целостное состояние его личности, складывающееся из следующих взаимосвязанных структурных компонентов: эмоциональное благополучие (выраженность чувства защищенности, доверия к миру; преобладание положительных эмоций над отрицательными; адекватность характера и интенсивности эмоционального реагирования ребенка на различные ситуации; эмоциональная саморегуляция (ее предпосылки)); оптимизм; зачатки рефлексии, позитивное самовосприятие и самопринятие; социальный интерес, позитивное принятие других и эмпатия, социальная активность; склонность к творчеству, ее проявления в «специфически детских» видах деятельности.

     Можно сделать вывод, что существенным фактором психологического здоровья дошкольника выступают общие характеристики социокультурного окружения, а преобладающим – социальная микросреда: параметры семейной ситуации, характер детско-родительских отношений, тип семейного воспитания; особенности межличностных отношений дошкольника с группой сверстников; стиль педагогического общения и отношений педагога к ребёнку. Исходя из этого как основу для определения показателей оценки социально-психологических характеристик здоровьесберегающей системы учреждения дошкольного образования приняты качественно-процессуальные характеристики взаимодействия дошкольника с агентами социального окружения.

     Формирование психологического здоровья ребёнка непосредственно зависит от характеристик образовательного и личностного потенциала, воспитывающих его взрослых, в частности их собственного уровня психологического здоровья, психологической культуры. Взаимосвязь последних свойств выступает как очевидная в связи с характеристиками их содержательного наполнения. Обозначенный подход к психологическому сопровождению дошкольников придаёт особую актуальность психологической составляющей образования будущих педагогов и психологическому просвещению родителей дошкольников.

     Повышение психологической культуры педагогов и родительской эффективности взрослых (особенно в вопросах специфики современных возрастных особенностей развития ребенка и соответствующих позитивных методах его воспитания) становится важным направлением психологического сопровождения детей дошкольного возраста. Основным ресурсом для организации психологической подготовки к выполнению родительских функций и поддержки в реализации эффективного родительства выступают возможности учреждений образования разных уровней. На современном этапе формирование развивающей среды учреждения высшего образования как фактора укрепления психологического здоровья будущих педагогов, а также создание партнёрских отношений учреждения дошкольного образования с родителями, выступают как актуальное направление развития практической психологии образования.

     Материалы исследований отражены в тематике научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, представлены выступлениях и публикация членов кафедры.

     Преподаватели кафедры принимали активное участие в международных, республиканских научно-практических конференциях и семинарах:

     Международная научно-практическая конференция «Дошкольное образование: история и современность»  (Минск, 2 апреля 2015 года);

     VI научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение образовательного процесса» (РИПО, г. Минск, 26.06.2015 г.);

     Международная научно-практическая конференция «Дошкольное образование: наука – практике», посвященная юбилею кандидата педагогических наук, доцента Валентины Андриановны Шишкиной (8 октября 2015, Могилёв);

     Международный форум «Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее» (Минск, 15-16 октября 2015 года);

     Международная научно-практическая конференция «Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития» (15 ноября 2015, Минск);

     Республиканский семинар «Организация социального партнёрства и взаимодействия с семьёй как фактор повышения имиджа учреждения образования» (г. Пинск, 28 – 29.04.2015.);

     Республиканский научно-практический семинар  педагогические чтения «Реализация инновационного проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа» (28 апреля 2015 г., г. Лида)  и др.

     Студенты, магистранты и преподаватели факультета дошкольного образования приняли участие во ІІI Международной студенческой дистанционной научно-практической конференции «Наукові пошуки ХХІ століття: молодіжний вимір» которая состоялась 2 октября 2015 года на базе Института развития ребёнка Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова и др.

     Всего 27 выступлений и докладов преподавателей и более 30 студенческих.

     На базе факультета дошкольного образования, совместно с кафедрой общей и дошкольной педагогики, проведена 2 апреля 2015 года Международная научно-практическая конференция «Дошкольное образование: история и современность».

     Проблемное поле: проблемы подготовки педагогов, психологов и родителей к поддерживающей и сопровождающей деятельности; приоритеты и перспективы развития дошкольного образования в Республике Беларусь; психолого-педагогическая помощь детям и развитие образовательного потенциала родителей.

     Кафедра в составе факультета являлась соорганизатором Международного форум «Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее» (15-16 октября 2015 года, Минск). Поделиться опытом в реализации национальных традиций и современных тенденций развития образования собрались более 270 специалистов, представляющих системы дошкольного образования стран СНГ, а также Болгарии, Германии, Нидерландов, США и др.

     Проблемное поле: тенденции развития системы дошкольного образования, экспертиза его качества, совершенствование качества образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возрастов, создание сберегающих здоровье условий в учреждениях образования, современное управление и научно-методическое обеспечение, инклюзивное образование на уровне дошкольного образования, проблемы подготовки специалистов, профессиональное развитие педагогов, а также формирование ответственного родительства.

     Члены кафедры активно взаимодействуют с представителями учреждений образования по внедрению результатов НИР:

на базе ГУО «Детский сад № 35 г. Минска» реализован тренинг с педагогами «Психологический театр как метод повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса (16 марта 2015 г.) Организаторы: Т.А. Исакова (руководитель СНИЛ), Д.А. Чехович, 3 курс, 304 гр.;

на базе филиала кафедры общей и детской психологии ГУО «Ясли-сад № 499 г. Минска»  проведена секция  «Психолого-педагогическая помощь детям и развитие образовательного потенциала родителей» и мастер-класс «Психологический театр как метод развития психологической культуры педагогов и родителей» в рамках Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: история и современность» (2 апреля 2015 г.) Организаторы: Т.А. Исакова (руководитель СНИЛ), Л.В. Финькевич, Д.А. Чехович, 3 курс, 304 гр.;

реализованы выездные семинары для педагогов  УДО «Игра как средство укрепления психологического здоровья» (9-10 апреля 2015 г.) в городе Узда.Ответственный: Е.П. Чеснокова;

на базе ГУО «Ясли-сад № 489 г. Минска» Е.П. Чеснокова провела семинар-практикум «Психологическое здоровье субъектов педагогического взаимодействия: факторы формирования и пути укрепления» (23 апреля  2015 г.)

выступление с результатами психологической диагностики коллектива ГУО «Детский сад № 35 г. Минска» на педагогическом совете (28 мая, 2015 г.). Ответственные Д.А. Чехович, 3 курс, 305 гр., Д.П. Прищепова, 3 курс, 306 гр.;

на базе кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования УО «Минский областной институт развития образования» проведён научно-практический семинар для педагогов учреждений дошкольного образования «Психологическое здоровье педагога и ребёнка: методы здоровьесбережения». Ответственные: Е.П. Чеснокова, Т.А. Исакова, Л.К. Евстратова, Е.В. Карпович, К.П. Прушак, В.В., 3 курс, 304 гр.( 24 июня 2015 г. ) и др.

     Имеются акты о практическом использовании результатов исследования (всего 3). Разработки по теме внедрены в образовательный процесс ГУО «Ясли-сад №489 г. Минска» (разработчик Чеснокова Е.П.). Осуществлено внедрение в образовательный процесс повышения квалификации воспитателей дошкольного образования на базе МОИРО модели психологического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста и системы работы по его укреплению (разработчик Чеснокова Е.П.). Имеется акт о практическом использовании в образовательном процессе МОИРО результатов научных исследований членов СНИЛ «Осознанное родительство как условие психологического здоровья семьи» (Научн. рук.– Исакова Т.А., Чеснокова Е.П.).

     За 2015 год опубликована 51 работа: 2 пособия, 26 статей (из них 3 – в изданиях, входящих в перечень ВАК РБ) и др.

     Леганькова О.В. входила в состав редакционных коллегий сборников научных трудов и материалов конференций, в течение года принимала участие в аттестации аспирантов по психологическим специальностям, а также в заседаниях научно-методологических семинаров по допуску кандидатских диссертаций к защите, заседаниях ГЭК по психологическим специальностям по окончании аспирантуры.

     Финькевич Л.В. являлась научным консультантом инновационного проекта МО РБ «Разработка и внедрение модели духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа» и проекта «Детский правовой сайт» Национального Центра правовой информации РБ. Является членом жюри Республиканского конкурса научных студенческих работ.

     Успешно реализуется работа СНИЛ «Осознанное родительство как условие психологического здоровья семьи» на 2015-2016 учебный год (Исакова Т.А., Чеснокова Е.П.). Отдельным направлением работы СНИЛ стала волонтёрская деятельность психопрофилактической направленности.

     Результаты исследований преподавателей, магистрантов, студентов внедряются в образовательный процесс учреждений дошкольного образования и работу учреждений дошкольного образования.